Меню
Главная Портфолио Мои услуги Мои ученики Публикации Написать сообщение Обратный звонок
Каталог
х Закрыть
8 (342) 249-42-08 х Закрыть

КАК РОЖДАЮТСЯ ПРИМЕРЫ… Памятка для ученика

          Особенностью многих заданий ЕГЭ по обществознанию является их обращенность к современному обществу. Задания на конкретизацию относятся к наиболее сложным в экзаменационной работе. Ключевое слово для понимания требований к этим заданиям - слово «примеры», - именно отдельные примеры (факты, явления, процессы) являются средством конкретизации.
        
         Практика показывает, что при выполнении этих заданий выпускники испытывают немалые затруднения.

        ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, что лишь четверть всех участников экзамена иллюстрируют примерами свои рассуждения при написании обществоведческого эссе?

        Практически любое теоретическое положение либо понятие, содержащееся в кодификаторе, может стать объектом проверки в заданиях на конкретизацию.         
        Проблемы возникают прежде всего с подбором самих фактов, подтверждающих то или иное положение. Причем, готовые ответы нельзя нигде найти, - выпускники должны вырабатывать их самостоятельно в ходе анализа и интерпретации источников.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

        Самым лучший способ - создание банка примеров на каждую тему кодификатора и каждодневное его пополнение. Примеров вроде много, разбросаны они везде, рождаются в процессе работы, учебы, общения. А то и просто неожиданно возникают в голове. Нужно систематизировать их с целью получения баллов на экзамене.

1. Сначала просто житейский совет. Проверен собственным опытом изучения обществоведения еще в советской школе. Утром перед школой садитесь завтракать, на кухне включаете телевизор. Попадаете не на видеоклипы, а на канал «Россия 24». Кладете рядом кодификатор и прислушиваетесь. Оп! Услышали слово "инфляция", смотрим, есть в кодификаторе? Есть. Слушаем или смотрим уже внимательно.
        О чем идет речь в сюжете? О последствиях инфляции? О видах инфляции? О причинах инфляции? Помните, все это вас могут спросить на экзамене и еще потребуют проиллюстрировать примерами.
        Вот так и я советским школьником смотрел программу «Время», и у меня в голове запечатлевались наименования и полномочия органов власти в СССР. А вы хоть вспомните, как сейчас называется российский парламент?
        Трудно запомнить - запишите. Так и формируется банк примеров. Лучше на каждую тему. Делайте эту работу при первой же возможности. Читайте популярную деловую литературу, покупайте журналы Власть, Деньги, Русский репортёр и т.д. Там статьи написаны живым, ярким языком, темы самые горячие. Много фотографий, инфографики. Прямо на уроках делайте обзор СМИ за неделю по определенной тематике

2. Постоянно носите с собой кодификатор. Услышали новость. Сверились с кодификатором. Есть тема такая? Значит, все внимание на факт. Когда читаете учебник или решаете задания, то сразу выписывайте или копируйте примеры. Главное, не пропускайте ничего. А сколько примеров содержится в КИМАХ! Обратите внимание, когда решаете. Выписывайте примеры из ключей в конце сборников типовых вариантов. Ничего придумывать не надо! Просто надо понимать, к какой теме кодификатора относится тот или иной факт. Невозможно предусмотреть, когда возникнет необходимость им воспользоваться. Но она возникнет! И ваши труды будут вознаграждены.

3. Помните всегда, какие факты принимают в качестве примеров на экзамене по обществознанию:
      1) исторические факты
      2) реальные факты современности (факты общественной жизни)
      3) смоделированные ситуации
      4) собственные наблюдения
      5) личные факты, отражающие собственный жизненный (личный социальный) опыт (житейский, читательский и т.п.)
      6) высказывания философов, мыслителей, религиозных деятелей
      7) ссылки на правовые нормы

4. Вот, скажите, к какой теме кодификатора по обществознанию можно отнести такой исторический факт, как соляной бунт? А медный бунт? Когда это вообще было? С трудом вспоминаете? А с такими школьными предметами, как история, география, литература вы дружите? Сколько нужной информации проходит мимо вас! Так вот, приучите себя обращать внимание на каждый факт. Даже когда присутствуете на любом уроке в школе. Со временем вы запомните, как называются все восемьдесят три темы кодификатора по обществознанию. И уже непроизвольно будете обращать внимание на ЛЮБУЮ информацию, напоминающую о них. Добейтесь этого, и вы всегда вспомните нужный пример.

5. Понимаю, как трудно заставить себя регулярно смотреть информационные программы. Хорошо, подойдем с другой стороны. В каком количестве групп Вк вы состоите? На какие страницы вы подписаны? Слухи? Сплетни? Вон, оттуда. Найдите пять легальных онлайн-библиотек, на которых можно читать и скачивать книги бесплатно! Заберите себе на стену и пользуйтесь. Вы знаете, как подготовиться к ЕГЭ по телефону? Нет, звонить никуда не надо, просто установить все лучшие приложения, которые помогают подготовиться к ЕГЭ. Или найдите хотя бы восемь онлайн-сервисов для школьников, которые дополнят вашего учителя в школе и станут БЕСПЛАТНОЙ альтернативой репетитору. Хватит забивать личную страничку фотками себя любимых, смотрите лучше видеолекцию на Лекториуме.

6. Примеры вы приводите не только на уроках обществознания. Вот, вы пишете сочинения на литературе и русском, а ведь, заметьте, проблемы, поднимаемые в них, зачастую пересекаются с обществоведческими темами. Например, в обществознании есть тема "Мораль", и в сочинениях часто предлагают проблему нравственности в художественных произведениях.
        Вы же на уроках русского языка уже составляли свой банк аргументов. Правильно? Положите рядом кодификатор по обществознанию и подумайте, к какой теме можно "привязать" тот или иной литературный аргумент. Нужно добиться узнаваемости факта. Вот, несколько проблем, предлагаемых на сочинениях, которые изучаются и в курсе обществознания:
Проблема влияния на человека подлинного искусства
Проблема нравственного выбора между добром и злом, ложью и правдой
Проблема состояния современного телевидения, влияния телевидения на человека Проблема экологии, влияния природы, ее красоты на внутренний мир человека, влияние природы на человека
Проблема отношения «отцов» и «детей»
Проблема чести, совести.
Проблема фашизма, национализма
Проблема влияния массовой культуры на человека

7. Вообще полюбите интегрированные уроки: допустим, учитель литературы и обществознания одновременно в классе. Один рассказывает о влиянии общества на природу, а второй предлагает выразить отношение к фразе Евгения Базарова о «природе как мастерской». Смотрите осовремененные театральные и кинопостановки русской классики, и вы поразитесь ее вечной актуальности. OnLineТеатр - это сервис регулярных трансляций с ведущих российских площадок (Театр Сатиры, Театр Маяковского, Театр Вахтангова). Трансляции идут в HD и с качественным звуком. Для школьников 1–11 классов всех регионов России Минобрнауки и Минкультуры проведёт уроки кино. На уроках ребятам покажут лучшие картины советского и российского кинематографа. Вы их тоже можете посмотреть, они собраны на сайте Министерства культуры в разделе «100 фильмов для школьников».

8. Смотрите и хорошие современные документальные фильмы о планете, человеке и обществе. Собирайтесь на киноклубы, организуйте показы, не пропускайте фестивали кино - и обсуждайте фильмы. Ещё в течение Года российского кино обязательно пройдут фестивали научного и студенческого кино, откроются киношколы, будет пополняться электронная коллекция кинофильмов. Все события, посвящённые году кино, можно найти на официальном сайте Года российского кино, что можно спокойно и легально смотреть онлайн. Изучите программы кинопоказов в салоне «Премьер».

9. А давно ли вы были в художественной галерее? Посетите выставку художников. При просмотре картин обдумайте ответы на следующие вопросы: в творчестве каких художников основное внимание уделяется социальной проблематике? Какое социальное явление (социальная проблема) отражена в картине? Каким обществоведческими понятиями охватывается суть явления, представленного в картине? Чем можно объяснить интерес художника к данной проблеме? Присутствует ли в картине авторская позиция по отношению к изображенному явлению? Вот, так и расширяется ваш личный социальный опыт, примеры которого зачастую только и вспоминают учащиеся на экзамене.

10. Больше общайтесь. С умными людьми разных профессий и интересов. Они, а не учебники, дадут вам примеры, факты, ситуации, то есть все то, что вам пригодится во второй части экзамена. Введите традицию в семье ежедневно обсуждать с родителями новости: например, пить вечером чай и говорить о какой-то актуальной информации. Спорить. Приводить аргументы. Принимайте активное участие в общественной жизни. Класса, школы, района. Приглашайте ветеранов на классные часы, организовывайте ток-шоу после коллективного кинопросмотра, собирайте информацию для школьной газеты. Вы знаете, что предоставляются льготы участникам волонтерского движения при поступлении в вузы? Это прекрасно. Невозможно сочетать успешное изучение курса обществознания и полное равнодушие к тому, что реально происходит в обществе. Помните, российские образованные люди всегда отличались особой отзывчивостью к острейшим социальным вопросам их времени. От декабристов начала девятнадцатого века до «шестидесятников» века двадцатого. Если в вас это заложено, то вы успешно сдадите экзамен по обществознанию.
 
Чернышев Александр Юрьевич