Меню
Главная Портфолио Мои услуги Мои ученики Публикации Написать сообщение Обратный звонок
Каталог
х Закрыть
8 (342) 249-42-08 х Закрыть

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ТОК-ШОУ В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

А.Ю.Чернышев

При планировании и осуществлении воспитательной работы  в высшем учебном заведении на первый план выдвигается задача обеспечения взаимодействия  между подразделениями, ведущими вне учебную работу со студентами, и кафедрами. К сожалению, сегодня зачастую наблюдается разрыв между учебным и воспитательным процессами в вузе, во вне учебной деятельности не до конца используется интеллектуальный потенциал кафедр. Воспитательная работа научных работников и преподавателей среди студентов имела бы больший эффект при соединении этого потенциала с организационными, техническими и  творческими возможностями таких вузовских подразделений, как студенческие клубы, музеи, библиотеки, общественные организации и т.п.
Определенный опыт такого взаимодействия накоплен культурно-информационным центром и кафедрой истории и социологии ПГСХА. В 2005 и 2006 гг. ими были организованы и проведены ток-шоу «Довольно о войне?» и «Легко ли быть молодым?». Телевизионный жанр, давно перешагнувший порог телевидения, все шире используется в разных, в том числе учебных, аудиториях. Представляя собой форму коллективной дискуссии, он позволяет органично соединить серьезный научный спор и элементы шоу, сочетать технические аудиовизуальные средства воспроизведения информации и непосредственность человеческого общения, обеспечить высокий интеллектуальный уровень мероприятия  и в то же время зрелищность, что немаловажно в молодежной аудитории.
Вопрос, как активизировать учебную и вне учебную деятельность студентов, остается одним из главных в педагогической литературе  и  работе. Кем является студент для наших воспитательных  и просветительских усилий: пассивным потребителем или активным соучастником? Безусловно, выбирая последнее, мы и вышли на такую форму  как ток-шоу. В ее основе лежат две составляющие: тема, вокруг которой строится обсуждение, и представление, придающее дискуссии достаточную степень динамичности, наглядности и зрелищности. При этом второй элемент несет дополнительную нагрузку, не подменяя просветительскую цель подобных мероприятий. Это тот случай, когда форма и содержание диалектически связаны между собой. Организаторам  нужно постараться  избежать превращения ток-шоу в подобие академической конференции, или  другой крайности – театрализованности, которой грешат многие телевизионные  оригинальные версии.
Законы жанра  проявляются уже при выборе темы. Зачастую авторы сценария используют подход, применяемый учеными при постановке ими научной проблемы в своих исследованиях. Тема для обсуждения должна звучать современно, содержать вопрос, сразу подталкивающий к дискуссии. Тем более это важно, когда планируется обсуждение темы, про которую кажется, что уже все сказано и написано. Великая Отечественная война как раз относится к таким темам. Автору самому пришлось столкнуться с разочарованными комментариями студентов, когда те узнавали, о каком событии пойдет речь на ток-шоу «Довольно о войне?». С одной стороны, изобилие широкодоступных материалов создает ощущение информационной пресыщенности, с другой стороны, их противоречивость, странным образом вызывает противоположное чувство информационного голода. Поэтому очень важно, чтобы очередное обсуждение, казалось бы, одних  и тех же вопросов, не вызывало подобные ощущения. Участие в ток-шоу экспертов (чаще всего ученых) в значительной мере решает эту проблему.
 Тему второго ток-шоу нам подсказал  документальный фильм «Легко ли быть молодым?», показанный в 1987 г. и вызвавший тогда широкий общественный резонанс. С тех пор, можно сказать, сменилось целое поколение. Ток-шоу позволило воспроизвести вечный конфликт «отцов и детей», поднять серьезные воспитательные вопросы, учит находить точки соприкосновения, разрешать возникающие противоречия между людьми. Кроме ученых, мы пригласили представителей разных поколений, людей разных профессий.
Проблемность – вот самое главное требование к подобного рода мероприятиям. Сценарий ток-шоу строится вокруг конфликтной ситуации, выход из которого ищут участники при помощи ученых, специалистов, просто уважаемых людей с большим жизненным опытом. Мероприятие позволяет пригласить самых разных людей, чего невозможно сделать на учебном занятии.
В то же время, главными действующими лицами должны стать сами зрители. Они не просто зрители, следящие за рассуждениями приглашенных экспертов, а активные участники дискуссии. Сценарий, таким образом, становится продуктом коллективного творчества, поскольку студенты зачастую самостоятельно формулируют вопросы  и ищут варианты ответов.
Жанр ток-шоу предполагает оперативность и быстроту в задавании вопросов и изложения ответов. За сравнительно короткое время необходимо обсудить довольно большой объем информации. Динамичность – еще одно требование, предъявляемое к такого рода мероприятиям. Таким образом, у студентов, его участников вырабатываются многие значимые умения и навыки, которые порой очень сложно развить во время учебных занятий. Так, цели и задачи воспитательного мероприятия пересекаются с учебными.
Все шире в учебно-воспитательном процессе применяются технические средства, компьютерные технологии. Тем самым обеспечивается наглядность и нужная степень зрелищности мероприятия и достигается еще большая убедительность выдвигаемым на нем аргументам. Так, оживление и дополнительную остроту дискуссии придали фрагменты документального фильма о кладбище немецких солдат под Сталинградом, предоставленные преподавателем кафедры иностранных языков ПГСХА Е.В.Пеуновой, художественного фильма «Брат-2».
Аудио- и видео сопровождение мероприятия при содействии центра информационных технологий ПГСХА могло бы стать хорошей практикой для студентов, изучающих компьютерные сети. В ходе ток-шоу можно организовать общение в режиме он-лайн c любым кругом людей: студентами и преподавателями других вузов и даже с политиками.
Участники ток-шоу используют самую разнообразную информацию, в том числе научную. Сотрудники библиотеки заблаговременно готовили выставку литературы по теме, помогали в составлении сценария, сами становились активными участниками дискуссии. Преподаватели кафедры истории и социологии проводили  опросы среди студентов, рекомендовали для ознакомления списки источников Так, к примеру, многие студенты академии откликнулись на нашу просьбу написать свои размышления на тему «Легко ли быть молодым?» Некоторые из работ были опубликованы в газете ПГСХА «Мариинка».
Отдельной заботой стала организация информационной поддержки мероприятия и его съемка. Таким образом, складывается не только история вуза, фрагменты одного мероприятия могут быть использованы в последующих и даже подсказать новые темы.
Зрелищность мероприятию могут придать органично вписанные в сценарий творческие номера (песни, танцы и т.д.) в исполнении студентов. Творчество талантливых студентов – это гордость нашей академии. Таким образом, мероприятие обретает имиджевую окраску, способно стать «визитной карточкой» вуза во внешней среде, поскольку многие вузы практикуют схожие формы работы со студентами (дискуссионные клубы, лектории и т.п.). Участие в подготовке ток-шоу становится одним из направлений в работе студклуба.
Поскольку подготовка мероприятия предполагает активное взаимодействие разных структур, для координации творческих усилий, решения финансовых, организационных вопросов имеет смысл создавать оргкомитет, четко распределять обязанности, планировать работу. Катализатором идей могут стать сами студенты. Имеет смысл создавать для каждого мероприятия  студенческий актив. Он может сложиться и стихийно из самих участников ток-шоу. По мере складывания такого актива ток-шоу могут стать факультетскими мероприятиями. А темы, выносимые на обсуждение, учитывать специфику специальности. Например, «Победит ли матрица?» (для студентов факультета «Прикладная информатика»). Так решается задача вовлечения факультетских кафедр во внеучебную работу со студентами.
Важен и другой аспект. Ток-шоу  по одной и той же теме можно воспроизводить в разных аудиториях. Мероприятие может стать межвузовским. Так, ток-шоу «Легко ли быть молодым?» было показано на Форуме молодежи Прикамья в феврале 2006 г.
Несомненно, научные кафедры заинтересует возможность применения данной формы работы со студентами во время учебных занятий. Так, сценарий ток – шоу на тему «Легко ли быть молодым?», аудио- видеоматериалы и иные наглядные средства, подготовленные для него, могут быть использованы преподавателями социологии при проведении семинарского занятия по теме «Социология молодежи». Таким образом, сценарии ток-шоу могут стимулировать методическую работу кафедр.
В любой деятельности важно выделять главное звено и применять комплексный подход.  В нашем случае, одно мероприятие может достигать сразу многих взаимосвязанных задач при соответствующей интеграции усилий всех структур, обеспечивающих непрерывный и эффективный учебно-воспитательный процесс в вузе.

 
Опубликовано:
Интеграция культурно-информационной деятельности учреждений образования и культуры в работе со студенческой молодежью.
Материалы научно-практической конференции, посвященной 75-летию библиотеки ПГСХА 21-22 декабря 2006 г.,г Пермь
/Пермь: Изд-во  Пермской ГСХА, 2006. – 88 с.